Написать сочинение на тему:Мастерство Достоевского в создании характера героя

Написать сочинение на тему:
Мастерство Достоевского в создании характера героя.

  • Я покажу на примере романа “Преступление и наказание“.
    Центральным образом романа
    является Родион Раскольников –
    молодой человек с
    привлекательной внешностью,
    студент-разночинец,
    исключенный по бедности из
    университета. Единственным
    источником его существования
    были деньги, которые присылала
    ему небогатая мать. Обитает
    Раскольников под самой крышей
    большого дома, в тесной и
    низкой каморке, похожей на гроб,
    в полном уединении, сторонясь
    людей и избегая всякого
    общения. У него нет ни работы,
    ни друзей, готовых прийти на
    помощь. Это состояние очень
    тяготит героя, негативно влияет
    на его пошатнувшуюся психику.
    Он задыхается в каменном мешке
    жаркого, душного и пыльного
    города, он был задавлен
    Петербургом, городом
    «полусумасшедших», в котором
    стояла страшная жара и
    ощущалась вонь. Его окружают
    только нищие, пьяницы,
    срывающие зло на детях.
    Наблюдая за этим городом и
    обществом, герой видит, как
    богатые угнетают бедных, что
    жизнь последних полна нужды и
    отчаяния.
    Раскольников желает изменить
    мир в лучшую сторону, хочет
    сделать тысячи добрых дел,
    стремится принести благо людям,
    нуждающимся в помощи. И он
    готов взять их страдания на себя,
    помочь им ценою собственного
    несчастья.
    Раскольникова волнует вопрос:
    «...вошь ли я, как все, или
    человек?.. Тварь ли я дрожащая
    или право имею?..» Оказавшись
    во власти своей идеи, он
    причислил себя к
    «необыкновенным» людям и,
    следуя своей теории, задумал
    убить жадную старуху-
    процентщицу, а на ее деньги
    совершать добрые дела, в
    частности спасти от нищеты и
    жалкого существования своих
    родных. Но, несмотря на то, что
    Раскольников оправдывал этот
    замысел своей теорией, он не
    сразу решается на убийство. В
    душе героя происходит жестокая
    внутренняя борьба. С одной
    стороны, он уверен в истинности
    своей теории, с другой стороны –
    не может переступить через
    собственную совесть. Однако
    последнее он считает слабостью,
    которую необходимо преодолеть.
    Мечта Раскольникова оказывается
    сильнее, и он решается на
    преступление, но решается не
    ради денег, а с целью
    «проверить себя», способность
    перешагнуть через свою жизнь,
    как это делали Наполеон и
    Магомет. Исполнив свой
    замысел, Раскольников осознает,
    что убил и самого себя. Он
    переступил через нравственный и
    религиозный законы.
    Автор вынуждает Раскольникова
    мучительно пережить крушение
    своих наполеоновских мечтаний
    и отказаться от
    индивидуалистического бунта.
    Отказавшись от наполеоновских
    мечтаний, герой подошел к
    порогу новой жизни, которая
    объединила его с другими
    страждущими и угнетенными.
    Зерном обретения нового
    существования для
    Раскольникова становится его
    любовь к другому человеку –
    такой же «парии общества», как
    он, – Соне Мармеладовой.
    Именно благодаря Соне
    Мармеладовой герой постиг
    евангельские истины, пришел к
    раскаянию и смог вернуться к
    нормальной жизни.
    Отношение автора к своему
    герою неоднозначно. Он в
    равной степени и осуждал, и
    оправдывал его. Достоевский
    любил своего героя, и эта
    любовь дала ему возможность
    перевоплотиться в него и пройти
    с ним весь путь. Его привлекли
    такие черты характера
    Раскольникова, как
    отзывчивость, открытость,
    ненависть к любому злу. Лучшей
    чертой героя автор считал его
    вселенскую грусть, скорбь.
    Именно это, как дает понять
    Достоевский, и подтолкнуло
    Раскольникова на преступление.
    Но остановившись на позиции
    кротости и смирения,
    Достоевский не мог оставаться
    безразличным к грозным и
    мятежным порывам
    человеческого духа. Без острой
    мысли Раскольникова, без его
    диалектики, «отточенной, как
    бритва», фигура его потеряла бы
    для читателя свое обаяние.
    Совершенное Раскольниковым
    необычное, «идейное»
    преступление также придает его
    образу особый трагический
    интерес. Достоевский в своих
    романах не поэтизирует зло, он
    ценит в своих героях
    непримиримость к историческому
    застою, душевную мятежность,
    способность жить не личными,
    эгоистическими интересами, а
    тревожными вопросами жизни
    всех людей. Писатель заставляет
    читателей задуматься над
    смыслом жизни, над вечной
    борьбой добра и зла.