Тема и идея Станционных смотрителей

Тема и идея Станционных смотрителей 

  • Вопрос о поведении человека в повести «Станционный смотритель». Поставлен остро и драматично. Стремление, показывает Пушкин, унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударом судьбы жертву. 

    Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества. Самсон Вырин судил это общество. 

    Художественное отношение Пушкина было устремлено в будущее - оно пробивало дорогу в еще неведомое. 

    В повести, написанной на популярную в 20-х годах тему о станционном смотрителе, прекрасно растолковано, кто такой коллежский регистратор, а сострадание к нему является решающим элементом отношения автора к своему герою. В повести выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической истории рядового человека, «мученика четырнадцатого класса» Самсона Вырина. 

    Пушкин подчеркивает: «…смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». В образе станционного смотрителя Пушкин отмечает не только смирение, кротость, как бы согласие с судьбой именно маленького человека, но и желание благополучия, скромных радостей. 

    Бог даёт Самсону красавицу дочь, которая тоже входит в малое хозяйство смотрителя, более того - Дуня помогает своему отцу избегать всех страданий смотрителя. Самсон Вырин тонко использует поразительную красоту дочери, чтобы сохранить своё благополучие. «Маленький человек», будучи сам «подавлен обстоятельствами», далеко не равнодушен к власти над ближними. 

    Интересно отметить этимологию фамилии Выриных: «вырить» - значит приноравливаться, а также «вырь» - это омут, темный и гибельный водоворот. В.И. Даль «Толковый словарь русского языка», М., Эксмо-пресс, 2002 г., с. - 159. 

    Итак, в «Станционном смотрителе» Пушкин показывает, что быть «маленьким человеком» - удел естественный и неизбежный; «маленькому человеку» открыто многое, но мало воспринято им; он стремиться к облегчению земной участи, но лишь навлекает на себя ещё большее страдание; стремясь к благу, не избегает греха; уходит из жизни глубоко подавленный и в ожидании высшего суда; сама смерть оказывается для него желанней жизни. 

    Судьба станционного смотрителя - типичная судьба простого человека, чье благополучие в любой момент может быть разрушено грубым вмешательством «сильных мира сего», правящим классом, Пушкин предварил своей повестью Гоголя, Достоевского, Чехова и их героев, сказав своё слово о «маленьком» человеке. 

    Как всегда у Пушкина, и в тесных рамках небольшого по объему произведения заключено огромное содержание, выражены социальные и нравственные идеи чрезвычайной значимости. Но выбор для анализа именно этой пушкинской повести мотивируется не только данным соображением. Важно и другое. «Станционный смотритель» дает богатейший материал для понимания исключительной сложности и глубины подлинно классического произведения, внешняя прозрачная ясность которого отнюдь, однако, не дает возможности легко постичь его сокровенный смысл. Напротив, кажущаяся такой простой и понятной, пушкинская повесть заставляет в полной мере почувствовать необходимость при чтении замечательных литературных творений подниматься, как говорят, на цыпочки, т. е. напрягать все силы своего ума и чувства для освоения заключенных в этих творениях идейно-художественных богатств. В этом отношении весьма показательно наличие существеннейших «разночтений» в трактовках «Станционного смотрителя». По мнению одних исследователей, Пушкин горестной историей своего «сущего мученика четырнадцатого класса» Самсона Вырина призывал уважать