Представьте что вы побывали в доме у древнего римлянина. Опишите то, что вы могли бы там увидеть. Чем древнеримское жилище отличалось от современного?

Представьте что вы побывали в доме у древнего римлянина .Опишите то, что вы могли бы там увидеть.Чем древнеримское жилище отличалось от современного?

  • В индивидуальных домах, называемых домус, жили состоятельные граждане. Лучшие примеры жилых построек известны нам по Помпеям — городу, погребенному под вулканической лавой в 79 году до н. э.; самые известные из них — дом Тибуртина и Веттиев. Они свидетельствуют о том, что римский эклектизм объединил итальянский атрий с эллинским перистилем. К основным помещениям городского жилого дома с богатой расчлененной планировкой относились просторный атриум (сейчас его назвали бы холлом), открытого лучам солнца помещения, без потолка, с расположенным посередине бассейном для сбора дождевой воды, открывающийся отсюда таблинум, который служил и трапезной, и позади него сад, окруженный колоннами, — перистиль. Жилые комнаты для женщин и мужчин, а также хозяйственные помещения группировались вокруг этих основных помещений. Кроме хозяйственных комнат и кладовых, в доме было несколько спален, иногда несколько столовых. Такая планировка отличалась от планировки греческого дома, где все помещения находились по двум сторонам основной оси, чередуясь в строгом геометрическом порядке.

    Внутреннее оформление жилых домов было очень богатым, полы мраморные или из цветной мозаики, кессонный потолок сохранял формы деревянной конструкции, стены были украшены яркой декоративной росписью, создававшей иллюзию расширения внутреннего пространства узких темных комнат. Эти шедевры известны в истории искусства под названием помпейских фресок. Широко применялись ковры и драпировки - занавеси, закрівающие вход в другие помещения.

    В обиходе были различные типы мебели, отвечающие разнообразным запросам. Что касается мебели для сидения, то здесь почти неизменными оставались табурет, складной стул и кресло. Табуреты без спинкибыли из древесины или бронзы с выточенными ножками, в оформлении которых частично чувствовалось влияние этрусской техники литья из бронзы. Тип складного т. н. курульного (парадного) стула использовали важные персоны, а курульное императорское кресло — только император. Кафедра, созданная на основе греческого клисмоса, — удобное, однако громоздкое кресло — была «сиденьем для знати». Солиум — почетный стул для глав аристократических семейств, которые имели свое постоянное место в храмах, купальнях или в таблинуме; их кресла часто были высечены из мрамора, с рельефами и ножками в виде звериных лап. Кресло часто дополнялось скабеллумом - скамеечкой для ног. Еще в III веке н.э. в Риме была известна плетеная мебель, она имела совершенную форму и была прекрасно исполнена. Среди мебели для сидения следует упомянутьскамнум - простую, неприхотливой формы скамью для повседневного пользования. В атриуме домов состоятельных людей стояла скамья со спинкой и подлокотникамии, предназначенная для того, чтобы пришедшие с улицы могли сесть на нее и смыть пыль с ног. В знак почести гостя могли усадить в биселлум - парадную двухместную скамью без спинки.

  • В хорошую погоду ели в саду. Возлежание во время трапезы было принято, как и в Греции. Вокруг стола расставлялись три ложа, на каждом из них возлежало по три человека. Пирующих гостей обслуживали стоявшие сзади слуги, в то время как сервировка и перемена блюд делались с противоположной стороны стола. Нарадные комнаты были высоки и просторны. Стены их, зачастую покрытые нарядной росписью, по сути, ничем не заслонялись, громоздкой мебели не было. Вообще предметов в доме было немного: сиденья, треножники, жаровни. Бесконечно разнообразными — большими и малыми, напольными и настольными, мраморными и бронзовыми были канделябры — устройства, поддерживающие источники света: наполненные маслом сосуды с фитилем. Все предметы по мере надобности переносились с места на место, из комнаты в комнату.